Статья 18. организация мер при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
Процесс отлова безнадежных животных основан на некоторых общих принципах, о которых мы сейчас поговорим. Во-первых, стоит понимать, что бездомные животные находятся под защитой государственной власти. Более того, они являются неотъемлемой частью окружающей среды. Основной принцип, на котором строится любая работа с животными, заключается в том, что их следует воспринимать как существ, способных чувствовать страх и боль, то есть сострадать.
Разъяснения Комитета по вопросу исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных
В настоящее время отлов и содержание безнадежных животных в специальных питомниках, а также их вакцинация против бешенства считаются санитарно-эпидемиологическими мероприятиями; организация и проведение этих мероприятий должны осуществляться при реализации санитарно-эпидемиологических региональных программ населения, а Конституция РФ относит к полномочиям органов государственной власти учреждения (санитарно-эпидемиологические положения пп. 9. 2 и 9.5 СП 3.1.7.2627-10, утвержденные постановлением Высшего государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54. ). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по владению и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Российской Федерации (см. например, Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г., 32-В09-22, Письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. 06-04- 06-04- 11/01-348).
В связи с этим в целях уточнения сферы правоотношений Федеральным законом от 30 марта 2015 года в статью 26 3 Федерального закона «О внесении изменений в законодательство (представительные органы) и государственную власть субъектов Российской Федерации» и статьи 14 1 и 16 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» были внесены соответствующие изменения в подпункт 184 статьи 26 3 статьи 2 статьи 49-49. (представителей) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 1999 года №. 184 -\ N), а в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации передано решение об организации деятельности на территории субъекта Российской Федерации по владению Указанные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются этими органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением подвидов из федерального бюджета).
Кроме того, по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 2 названного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты независимо от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимать государственные программы Российской Федерации с учетом требований Закона о бюджете Российской Федерации (пункт 6 статьи 3 № 1999 Федерального закона от 3.1 октября 184-фз. )।.
Следует также учитывать, что согласно ст. 6 ст. 26 Федерального закона от 3, 6 октября № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления. Необходимые материальные и финансовые ресурсы.
В соответствии с частью 6 статьи 1303 Федерального закона от 19.10.1 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Условия и порядок наделения органов местного самоуправления такими полномочиями определены в статьях 6-2003 Федерального закона от 131 октября 19-21 no.
С учетом правовых норм, установленных во многих субъектах Российской Федерации, соответствующие полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном порядке (Закон Томской области от 11 апреля 2013 года № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», Закон Тульской области от 3 июня 2013 года №. 1952-ЗТО «О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации осуществления на территории мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных Тульской области, их лечению, По отлову и содержанию безнадзорных животных, по защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Приморской области от 29. сентября 2014 года № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, уходу и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Московской области от 28 декабря 2016 года с безнадзорными животными и др.)
Поэтому Комитет не видит правовой неопределенности по вопросу осуществления соответствующих полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса о распространении на них полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и установлении правил содержания животных в жилых помещениях на территории республики в составе Российской Федерации необходимо также иметь в виду следующее.
В соответствии со статьей 2.4 Закона о ветеринарии требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в условиях естественной самостоятельности, животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и Российской Федерации, включая исключительную экономическую зону), а также требования к осуществлению мероприятий по карантину животных, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований животных указываются в ветеринарных правилах содержания животных. Ветеринарные правила для животноводства утверждаются в отношении конкретных видов животных и целей их содержания. При этом разработка и утверждение ветеринарных правил отнесены к полномочиям Российской Федерации (статья 1 часть 3 Закона о ветеринарии).
В то же время, как на федеральном, так и на региональном уровнях представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства в сфере рассматриваемых правоотношений. 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», который находится на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данный законопроект устанавливает основные принципы правового регулирования в области животноводства, требования к обращению с животными, порядок содержания и регистрации животных, порядок лечения безнадежных животных, а также полномочия органа государственной власти, федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в области обращения с животными. Работа над этим законопроектом была поручена Комитету Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды.
Требования по отлову собак
Статья 18. организация мер при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев
1. меры по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев должны включать:
1) отлов животных без хозяев, включая транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 16 статьи 7 настоящего Федерального закона;
3) Возвращение потерянных животных их владельцам и поиск новых хозяев, которые зарегистрировали животных в программе «Животные без хозяев»;
4) Возвращение животных без хозяев, не проявляющих немотивированной агрессии, в прежнюю среду обитания после мер, указанных в статье 2 настоящей части, или обращение с животными в соответствии со статьей 5 настоящей части;
(В редакции Федерального закона от 14.07.2022 г. N 269-ф)
(См. текст в предыдущей версии)
5) назначение приютов для животных и содержание животных без владельцев, которых невозможно вернуть в прежнюю среду обитания, до передачи таких животных новым владельцам или начала естественной смерти таких животных;
6) иные необходимые меры в соответствии с частями 7 и 8 настоящей статьи.
।
2) При отлове животных, не имеющих хозяев, должны соблюдаться следующие требования:
1) стерилизованные животные без владельцев, проявляющие непредсказуемые или неизгладимые следы, не подлежат освобождению от животных без владельцев, проявляющих нехарактерную агрессию по отношению к другим животным или людям;
2) животные, имеющие на ошейниках или других предметах информацию об их владельцах, передаются владельцам;
3) не разрешается использовать вещества, препараты, методы, технические устройства, которые наносят травмы, ранения или смерть животным;
4) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, несут ответственность за их жизнь и здоровье;
5) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны вести видеозапись процесса отлова животных без владельцев и бесплатно предоставлять копии этой видеозаписи по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации Российской Федерации;
6) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие отлов животных без владельцев, обязаны предоставлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию об объеме выполненных работ
3. отлов животных без хозяев в присутствии детей не допускается, за исключением случаев, когда животные без хозяев представляют общественную опасность
4. физические и юридические лица обязаны сообщать о наличии животных без владельцев, не имеющих несмываемых и нестираемых следов, на территориях, находящихся во владении или пользовании этих лиц, орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочен организовывать учет животных на территории Российской Федерации при проведении мероприятий по обращению с животными без владельцев и представителей организации, обеспечивающих доступ на специально отведенные территории или объекты отлова животных без владельцев
5. не допускается содержание животных, отловленных без хозяев, в местах и пунктах временного содержания, не являющихся приютами для животных
6. индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие возврат животных без владельцев в прежнюю среду обитания, обязаны осуществлять видеозапись процедуры возврата животных без владельцев и бесплатно предоставлять копии данной видеозаписи по запросу уполномоченных органов Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
6.1। Места, где запрещено возвращать животных без владельцев, и перечень лиц, уполномоченных принимать решения о возвращении животных в прежние места обитания животных без владельцев, определяются органами местного самоуправления
(Часть 6.1 введена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 26 9-⑦).
7. порядок осуществления деятельности по обращению с животными, не имеющими владельцев, устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Процедура может быть установлена до вступления в силу Руководящих принципов и должна быть приведена в соответствие с ними в течение 90 дней после их вступления в силу (⑦14.07.2022 ⑦ 269 — ⑦).
(8) Порядок предотвращения причинения животными вреда жизни или здоровью граждан, не являющихся собственниками, устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с указаниями, установленными частью 9 настоящей статьи.
(Часть 8 введена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 26 9-⑦).
Глава 9 ст. — 18 до 1 марта 2023 года ( ⑦ . 269 — ⑦ вступил в силу 14 июля 2022 года).
9. руководство по предотвращению причинения животными вреда жизни и здоровью граждан, не имеющих владельцев, утверждается Правительством Российской Федерации
В России изменились правила отлова бродячих животных
Управление Россельхознадзора по Челябинской области напоминает, что с января 2020 года в России вступили в силу положения закона «Об ответственном обращении с животными», которые касаются отлова бездомных собак и кошек. Теперь животные, пойманные без хозяев, должны быть немедленно доставлены в приюты для животных. Однако, поскольку таких помещений явно недостаточно, бездомные кошки и собаки, если они не проявляют агрессии, могут быть возвращены в прежние места обитания после стерилизации, маркировки и вакцинации против бешенства и других опасных заболеваний в соответствии с положениями федерального закона. Другие методы обращения с бездомными животными считаются негуманными. Эвтаназия безнадзорного животного возможна только по ветеринарным показаниям в случаях тяжелой болезни или травмы.
По данным издания Veterinary and Life, зоологи опасаются, что стерилизованная и вакцинированная собака опасна для человека даже после возвращения на улицу. «Кастрированные собаки ведут себя спокойно. Но не стоит забывать, что собаки — это звери, у них есть своя иерархия, они будут жить по правилам стаи и нападать с кем угодно, если, например, возникла проблема с едой», — говорит председатель правления общественной организации «Сибирское общество охраны природы» Александр Станковский.
Предприниматели, занимающиеся отловом бродячих собак и кошек, согласно новому закону, должны соблюдать длинный список требований. Например, им запрещено использовать вещества и оборудование, которые могут травмировать или убить животное. Стоит отметить, что они несут юридическую ответственность за свою жизнь и здоровье. Транспорт должен быть оснащен специальным оборудованием. Например, должны быть миски для питья и аптечки первой помощи. В законе отдельным пунктом оговаривается, что видеосъемка должна вестись во время отлова, также необходимо вести видеосъемку процесса возвращения животных в прежнюю среду обитания.
Закон гласит: «Животные без хозяев не должны отлавливаться в присутствии детей, за исключением случаев, когда животные без хозяев представляют общественную опасность».
Активисты по защите прав животных говорят, что вступившие в силу правила вряд ли уменьшат количество бездомных животных на улицах.
«Бродячих собак и кошек станет больше из-за брошенных животных. И пока не будет введена универсальная система идентификации домашних животных, ситуация не изменится, считает Александр Станковский \u200b\u200b. «Только когда мы сможем определить владельца брошенного животного, и он будет нести финансовую ответственность за своего питомца всю жизнь, даже если животное находится в приюте, количество бездомных кошек и собак уменьшится».
Россия в ЕАЭС — единственная страна, которая еще не начала регистрировать животных на национальном уровне, отметил в интервью vis Максим Синельников, заместитель председателя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. По мнению эксперта, система идентификации должна быть интегрирована на уровне страны, а оператором этой системы может стать Россельхознадзор.
Проект закона об идентификации домашних животных готовится Министерством сельского хозяйства. Маркировка будет распространяться не только на домашних кошек и собак, но и на всех сельскохозяйственных животных: свиней, коров, птиц, кроликов, пушных зверей, рыб, выращиваемых в искусственных водоемах, и пчел.
По мнению Министерства сельского хозяйства, полная регистрация сельскохозяйственных животных поможет бороться с возможной локальной вспышкой инфекции. Эксперты смогут быстро выявлять и устранять источники, оказывающие негативное влияние на ситуацию с болезнями животных или безопасность продуктов питания, прокомментировали в департаменте.